Регламент наблюдательной комиссии

1. Общие положения

1.1 Настоящий регламент определяет порядок работы общественной наблюдательной комиссии и ее членов по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания (далее – ОНК).
1.2 В своей деятельности наблюдательная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, ФЗ «Об общественном контроле», другими федеральными законами, связанными с целями и задачами наблюдательных комиссий, ведомственными нормативными актами, в части, не противоречащие вышеперечисленным нормам.
1.3 Общественный контроль наблюдательной комиссии распространяется на все учреждения, предусмотренные Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» от 10 июня 2008 года, №76-ФЗ (далее – ФЗ «Об общественном контроле»), находящиеся на территории Республики Алтай. По согласованию с федеральными и региональными органами (по компетентности) комиссия также может осуществлять общественный контроль в иных «закрытых» (режимных) учреждениях, где содержатся лица в принудительном порядке (далее – лица, находящиеся в местах принудительного содержания)на территории Республики Алтай.
1.4 Работа наблюдательной комиссии по осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания осуществляются на основе принципов добровольности, равноправия и законности.
1.5 Все члены общественной наблюдательной комиссии имеют равные права и несут равные обязанности в осуществлении общественного контроля. Работа членов комиссии строится на основе взаимоуважения и соблюдении этических принципов (Кодекса этики визитеров).

2. Начало работы наблюдательной комиссии

2.1 В течении 30 дней после утверждения состава и формирования наблюдательной комиссии, в порядке, установленном ФЗ «Об общественном контроле», комиссия проводит свое первое заседание.
2.2 На первом заседании комиссии:
— Утверждается регламент работы наблюдательной комиссии;
— принимается решение о числе заместителей председателя комиссии;
— избираются председатель, заместитель (заместители) председателя, а также при необходимости секретарь комиссии;
— принимается решение о месте нахождения – контактного адреса наблюдательной комиссии.
2.3 На первом заседании объявляется о начале работы наблюдательной комиссии.
После проведения первого заседания, информация о составе наблюдательной комиссии, принятых решениях, а также образец мандата члена комиссии направляются в адрес соответствующих территориальных органов уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, пограничного органа федеральной службы безопасности, органа управления образованием Российской Федерации (далее – региональные управления), в непосредственном подчинении которых находятся учреждения принудительного содержания.
Тем же обращением от наблюдательной комиссии от региональных управлений запрашивается список учреждений мест принудительного содержания в регионе, с контактными данными (адресом , ФИО руководителя и его рабочим телефоном), контактными данными руководителя регионального управления, включая координаты для представления уведомлений о проведении инспекций в учреждениях.
Сведения о месте нахождения наблюдательной комиссии направляются секретарю Общественной палаты РФ.

3. Организация работы наблюдательной комиссии

3.1 Работа наблюдательной комиссии по общественному контролю осуществляется в соответствии с планом, утвержденным на заседании комиссии, а также в порядке инициативы членов наблюдательной комиссии.
3.2 Формирование плана проводится по предложениям членов наблюдательной комиссии и включает следующие мероприятия: намеченные визиты в учреждениях, рабочие встречи для обсуждения итогов посещений, совещания по проблемным ситуациям, связанных с работой мест принудительного содержания, обращениям лиц, находящихся в местах принудительного содержания и иные мероприятия.
План работы утверждается на срок, определенный членами наблюдательной комиссии, но не менее чем на квартал. План утверждается на заседании наблюдательной комиссии, с распределением персональной ответственности за реализацию планируемых мероприятий.
3.3 В случае необходимости и срочности, проведение мероприятий также может быть инициировано не менее чем двумя членами комиссии. О решении в проведении такого мероприятия уведомляется председатель комиссии.

4. Заседание наблюдательной комиссии

4.1 Заседание комиссии может проводится как в плановом порядке, так и созываться по инициативе членов комиссии. Заседание правомочно в том случае, если о его проведении были оповещены все члены наблюдательной комиссии. Оповещение членов комиссии может проводиться по любым средствам коммуникации, по согласованию членов комиссии.
Члены наблюдательной комиссии не вправе делегировать свои полномочия иным лицам.
4.2 Заседание наблюдательной комиссии правомочно при участии не менее половины ее состава. Решения наблюдательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов путем открытого голосования.
Вопросы по внесению изменений в регламент принимаются не менее 2/3 голосов от присутствующих членов комиссии.
4.3 На заседании наблюдательной комиссии ведется протокол, в котором указывается характер рассматриваемых вопросов. Протокол подписывается председательствующим.
Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
4.4 Место проведения заседаний наблюдательных комиссий определяется решением членов комиссий. В качестве помещений для заседаний могут быть использованы офисы общественных организаций, выдвинувших кандидатов в члены наблюдательной комиссии, либо в помещениях, предоставленные по просьбе наблюдательной комиссии региональными управлениями, либо органами законодательной и исполнительной власти.

5. Председатель наблюдательной комиссии и его заместители

5.1 Председатель и заместитель (заместители) председателя наблюдательной комиссии утверждаются решением наблюдательной комиссии сроком на 3 года.
Наблюдательная комиссия может принять решение о выборе заместителей председателя наблюдательной комиссии.
5.2 Выборы председателя и заместителя (заместителей) председателя проводятся путем мягкого рейтингового голосования. По итогам голосования, в порядке распределения голосов по возрастанию, утверждается предложенные членами комиссии кандидатуры председателя и заместителей председателя.
5.3 Председатель наблюдательной комиссии обеспечивает регулярный созыв и ведет заседание комиссии, осуществляет координацию между членами комиссии, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями.
Председатель комиссии осуществляет уведомление заинтересованных ведомств:
— в период начала работы комиссии о составе комиссии;
— о проведении визитов в учреждения, в порядке предварительного уведомления;
— об организации мероприятий, включая обсуждение результатов работы наблюдательной комиссии;
Председатель комиссии также осуществляет контакты с уполномоченным по правам человека Российской Федерации, путем информирования о деятельности комиссии и представления предложений, заключений и докладов, принятых на комиссии.
5.4 Задачи председателя в его отсутствии или в порядке согласования с председателем исполняет заместитель председателя наблюдательной комиссии.

6. Обеспечение гласности в работе наблюдательной комиссии

6.1 Работа наблюдательной комиссии осуществляется гласно и обеспечивается информированием общественности и органов власти путем представления предложений и обращений, в случае необходимости – специальных сообщений и заявлений.
6.2 Решение о проведении закрытого или открытого заседания комиссии принимается председателем (заместителем председателя) по согласованию членами комиссии, — в зависимости от обсуждаемых на комиссии материалов.
6.3 Предварительное обсуждение итогов визитов, полученных жалоб и сообщений лиц, находящиеся в местах принудительного содержания проводится, как правило, в режиме закрытого заседания.
В случае необходимости на заседание комиссии приглашаются представители региональных управлений, специалисты, заинтересованные лица. При проведении открытых заседаний на комиссию могут приглашаться представители общественных организаций, органов власти и СМИ.
6.4 Итоговые документы наблюдательной комиссии (заключения, предложения, сообщения и заявления), по вопросам, вызывающих значительный общественный интерес, по решению наблюдательной комиссии могут быть представлены в региональные СМИ для публикации.

7. Работа с жалобами и обращениями

7.1 Наблюдательная комиссия вправе рассматривать жалобы и обращения по вопросам, связанным с осуществлением общественного контроля.
Письменные обращения и жалобы лиц, находящиеся в местах принудительного содержания, полученные во время посещения учреждений, подлежат регистрации в данных учреждениях.
Члены комиссии могут рассматривать жалобы и заявления, направлять запросы и представлять ответы от своего имени. Жалобы и обращения, поступившие в адрес наблюдательной комиссии, рассматриваются на заседании комиссии.
При необходимости члены комиссии также могут представлять к рассмотрению комиссии полученные жалобы и заявления.
7.2 При рассмотрении жалоб на заседаниях комиссии может быть принято решение о необходимости проверки жалобы, в т.ч. с посещением учреждения, по предмету жалобы. В случаях, не терпящих отлагательства, решение о проведении проверки может быть принято членами комиссии в составе не менее 2 человек, с уведомлением председателя комиссии.
По результатам проверки жалобы составляется заключение.
7.3 Результаты проверки оглашаются на заседании комиссии. В случае необходимости комиссия утверждает заключение и представляет его для принятия необходимых мер по устранению недостатков или защите прав заключенного в соответствующее региональное управление, либо его вышестоящий орган, а также в органы прокуратуры.

8. Организация посещений

8.1 Для организации ежемесячного посещения учреждения членами наблюдательной комиссии формируется рабочая группа в составе не менее 2 человек. Состав группы формируется на заседании комиссии либо по собственной инициативе членов комиссии.
Рабочая группа выбирает руководителя группы и назначает дату посещения учреждения (учреждений).
В случае возникновения экстренных ситуаций в учреждении, председатель наблюдательной комиссии, а в его отсутствии заместители, решают вопрос о согласовании и выезде в учреждение.
8.2 О принятом решении, о посещении учреждения председатель наблюдательной комиссии, а в его отсутствие один из заместителей направляет уведомление в адрес соответствующего регионального управления мест принудительного содержания.
В уведомлении представляется информация о дате посещения, составе группы и ответственном лице. Текст уведомления представляется в региональное управление в письменной форме постовым, факсимильным сообщением, либо явочным порядком.
8.3 Уведомление представляется в адрес руководителя соответствующего регионального управления до проведения визита. В случае срочной необходимости проведения посещения, наблюдательная комиссия может согласовать визит в учреждение с региональным управлением в оперативном порядке.
Решение о проведении экстренного посещения принимается председателем наблюдательной комиссии, а в его отсутствии одним из заместителем. В решении указывается наименование учреждения, посещение которого планируется в экстренном порядке, а также адата посещения.
О принятом решении председатель наблюдательной комиссии, а в его отсутствии один из заместителей, согласовывает с территориальным органом мест принудительного содержания внесение изменений в план посещения.
8.4 В том случае, если в ответ на уведомление региональное управление сообщает, что видит препятствие в проведении намеченного визита, председатели (заместители), руководитель рабочей группы наблюдательной комиссии, может продолжить согласования для изменения даты визита, состава группы, либо истребовать письменный ответ с обоснованием отказа в посещении, для последующего обжалования.
Отказ в посещении от имени наблюдательной комиссии может быть обжалован в орган, в непосредственном подчинении которого находится региональное управление, в прокуратуру либо суд – от лица членов наблюдательной комиссии.
8.5 К посещениям могут быть привлечены специалисты, члены Общественных советов при региональных управлениях, а также представители общественных объединений. Возможность их участия в посещении в составе рабочей группы наблюдательной комиссии согласуется с региональными управлениями мест принудительного содержания при направлении уведомления.
По договоренности визиты в учреждения могут быть проведены совместно с представителями региональных управлений или органов прокурорского надзора.

9. Проведение посещений учреждения

9.1 Посещение учреждения проводится в период с 8.00 до 18.00. В случае обоснованной и крайней необходимости, при посещении мест отбывания административного задержании и административного ареста: места отбывания дисциплинарного ареста: места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности); учреждения уголовно- исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы; дисциплинарные воинские части, гауптвахты; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, — в любое время.
9.2 Основание для пропуска в учреждение является мандат члена наблюдательной комиссии. Для привлеченных лиц, по согласованию, — документ, удостоверяющий личность.
9.3 При посещении учреждений мест принудительного содержания представители наблюдательной комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, обеспечивающие работу учреждения, подчиняться законным требованиям администрации, соблюдать меры собственной безопасности.
9.4 В случае необходимости, руководитель рабочей группы по согласованию членами рабочей группы, распределяет задачи в посещении учреждения. При посещении учреждения, как правило, проводятся:
— ознакомительная беседа с представителями администрации учреждения, с получением необходимой информации и обсуждением порядка работы членов рабочей группы в учреждении;
— беседы с лицами, находящими в местах принудительного содержания по вопросам, входящим в компетенцию работы наблюдательной комиссии, заслушиваются жалобы, связанные с работой учреждения и сотрудников;
— ознакомление с документацией учреждения, содержащей информацию по вопросам общественного контроля.
9.5 осмотр территории и помещений учреждений проводится в сопровождении ответственного сотрудника учреждения. Осмотр и посещение объектов и сооружений, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, проводится по согласию с руководителем учреждения.
9.6 В случае проверки жалоб и заявлений, члены рабочей группы проводят встречи с заявителями и заинтересованными лицами. По инициативе членов рабочей группы наблюдательной комиссии, по согласованию с администрацией учреждений, исполняющих уголовное наказание, связанное с лишением свободы, на территории учреждения может быть организован личный прием лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
9.7 Визит в учреждение, как правило, завершается встречей с руководством учреждения, для разрешения возникших при посещении вопросов, а также с предварительным обсуждением итогов визита, — выявленных проблем и недостатков, путей их устранения и разрешения.
9.8 В случае необходимости, после посещения учреждения члены рабочей группы могут направлять к руководству учреждения запросы для получения дополнительной информации и документальных материалов.

10. Участие членов комиссии в рассмотрении материалов дел осужденных

10.1 Члены наблюдательных комиссий имеют право принимать участие в работе административной комиссии учреждений, исполняющих уголовное наказание, связанное с лишением свободы (далее – учреждений УИС) в решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие.
10.2 Участие членов наблюдательной комиссии в работе административной комиссии учреждения может проводиться в период осуществления посещений учреждений УИС.
10.3 При рассмотрении персональных дел осужденных, член наблюдательной комиссии в порядке формирования собственного мнения имеет право: знакомится с материалами дела осужденного, опрашивать осужденного, получать комментарии и пояснения сотрудников учреждения.
Полученная в ходе посещений мест принудительного содержания информация, не подлежит рассмотрению членами наблюдательной комиссии, без согласования на то обладателя информации.

11. Порядок подготовки итоговых документов наблюдательной комиссии

11.1 По итогам работы наблюдательная комиссия может принимать:
— по итогам визитов в учреждения принудительного содержания – заключение;
— по итогам обсуждения проблемных вопросов – обращение или предложение;
— по итогам работы комиссии за годовой период – итоговые материалы по осуществлению общественного контроля.
11.2 Заключение наблюдательной комиссии по итогам посещения учреждений, составляется сразу после визита в учреждение (как правило, не более чем через 10дней). Заключение, содержащее выводы и предложения по итогам инспекции, подписывается членами рабочей группы, и направляются в адрес руководителей проверяемого учреждения и территориального ведомства, в непосредственном подчинении которого находится учреждение.
Подготовленное членами рабочей группы заключение наблюдательной комиссии оглашается на ближайшем, после посещения учреждения, заседании наблюдательной комиссии.
11.2 по инициативе своих членов, комиссия может проводить тематические заседания для обсуждения отдельных проблемных вопросов. В качестве первичных материалов для проведения таких заседаний могут быть использованы итоговые отчеты (акты) по проверке учреждений, проверенные жалобы, материалы и документы, представленные учреждениями принудительного содержания, иные вызывающие озабоченность материалы, полученные из достоверных источников.
Решение о подготовке тематического заседания принимается на заседании комиссии, либо по инициативе членов комиссии. В последнем случае председатель комиссии организует оповещение членов комиссии о такой инициативе. Для подготовки тематического заседания, проекта обращения или заключения, организуется рабочая группа. Члены рабочей группы также обеспечивают приглашение заинтересованных лиц — специалистов или представителей ведомств для участия в заседании.
По договоренности, тематическое заседание наблюдательной комиссии может быть организовано в управлении (ведомстве), имеющим непосредственное отношение к рассматриваемым вопросам.
По итогам обсуждения наблюдательной комиссией утверждается обращение либо предложение.
11.3 По итогам работы за год решением комиссии может быть разработан и принят итоговый материал по осуществлению общественного контроля.

12. Представление результатов общественного контроля

12.1 Принимаемые наблюдательной комиссией итоговые документы (перечисленные в части 11 Положения) должны содержать как анализ ситуации, так и предложения об устранении недостатков в деятельности учреждений и органов мест принудительного содержания, об улучшении условий содержания и реабилитации лиц, находящиеся в местах принудительного содержания.
12.2 Принимаемые итоговые документы направляются на имя руководителей учреждений, региональных управлений, других органов, в компетенцию которых находятся рассмотрение поставленных вопросов. В порядке представления таких документов может быть затребовано следующее:
— аргументированный ответ по всем заявленным в обращении вопросам и предложением;
— информация о принятых и запланированных мерах по устранению выявленных недостатков и предложениям в совершенствовании работы учреждений, отдельных сотрудников;
— предложение о проведении рабочей встречи, совещания для обсуждения вынесенных предложений с приглашением, в случае необходимости, представителей других заинтересованных ведомств либо должностных лиц.
Органы и должностные лица, к которым адресованы обращения, в срок, не превышающий 30 дней, в письменной форме информируют наблюдательную комиссию о результатах рассмотрения.
12.3 По согласованию с региональными управлениями, органами прокуратуры наблюдательная комиссия может инициировать организацию периодических встреч с руководителями таких органов, для обсуждения результатов комиссии.
Порядок обсуждения предложений строится на принципах достижения взаимного согласия, разумности и продвижения приоритетов в обеспечении общепризнанных норм обращения с заключенными.
12.4 Полученные ответы, результаты рассмотрения вопросов на рабочих встречах и совещаниях в региональных управлениях, отражаются в обращениях и докладах, утверждаемых на заседаниях наблюдательных комиссий. О принятых мерах также информируются граждане, обратившиеся в наблюдательную комиссию с обращениями и заявлениями.
12.5 Сведения и свидетельства о бездействии учреждений и органов в разбирательстве выявленных фактов нарушений, а также об игнорировании предложений наблюдательной комиссии, могут быть направлены в вышестоящие органы для принятия надлежащих мер. В случае необходимости наблюдательная комиссия может обратиться за поддержкой в иные федеральные и региональные органы государственной власти, а также сделать публичное заявление.

13. Взаимодействие комиссии с другими органами при осуществлении общественного контроля

13.1 Наблюдательная комиссия в случае необходимости может обращаться в любые органы государственной власти, исходя из разумности обращении и компетенции таких органов.
— к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации;
— уполномоченному по правам человека с соответствующем субъекте Российской Федерации;
— в министерства и ведомства Правительства и Администрации Президента Российской Федерации;
— в органы исполнительной и представительной власти субъекта Российской Федерации;
— в общественно-экспертные органы (комиссии, Общественные советы), созданные при органах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и при министерствах и ведомствах Правительства Российской Федерации;
— в Общественную палату Российской Федерации и Общественные палаты субъектов Российской Федерации.
13.2 В таких обращениях наблюдательная комиссия может:
— информировать о ситуации в соблюдении прав заключенных в регионе, в порядке представления докладов и обращений;
— предложить принять или поддержать меры в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики;
— предложить провести специальные заседания и совещания по обсуждению поставленных проблемных вопросов или принять участие в их обсуждении.
По согласованию с руководителями региональных управлений наблюдательная комиссия может принимать участие в тематических заседаниях совместно с Общественными советами, созданными при таких управлениях, в обсуждении проблемных вопросов.
13.2 Наблюдательная комиссия поддерживает контакты с другими наблюдательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в порядке:
— передачи по территориальной подведомственности жалоб и обращений, связанных с задачами общественного контроля;
— распространении информации о своей работе, принятых решениях;
— организации совместной работы по анализу проблемных вопросов, принятия специальных докладов и обращений в адрес федеральных органов и ведомств, международных органов по защите прав и свобод человека.
Наблюдательные комиссии субъектов РФ в целях координации и повышения эффективности своей деятельности могут создавать межрегиональные и общероссийские объединения.
13.3 Наблюдательная комиссия самостоятельно или при взаимодействии с другими наблюдательными комиссиями может инициировать и поддерживать международные контакты. В частности:
— с органами общественного контроля других стран, по вопросам совершенствования своей работы и обмене опытом;
— с Комитетом против пыток ООН, — в установленном порядке обсуждения периодических докладов Российской Федерации в Комитет против пыток ООН;
— с представителями Европейского Комитета против пыток, при осуществлении визитов Комитета в регион деятельности наблюдательной комиссии, — в представления информации о соблюдении прав заключенных в регионе;
— с международными правозащитными организациями, — в осуществлении исследований и анализе ситуации в соблюдении прав заключенных.

14. Поддержка работы наблюдательной комиссии

14.1 Члены наблюдательной комиссии могут получать материальную компенсацию командировочных расходов по инспектированию учреждений от выдвинувших их общественных объединений, иных негосударственных организаций, частных лиц.
14.2 Наблюдательная комиссия либо ее члены (в согласованном порядке), могут обращаться за помощью в организации поездок (в представлении транспорта, ГСМ), обеспечения связи, в представлении помещений для проведения заседаний наблюдательной комиссии в государственные и муниципальные органы власти, учреждения, коммерческие предприятия и в общественные организации.
14.3 Через общественные объединения, выдвинувшие членов наблюдательной комиссии, наблюдательная комиссия вправе обратится с заявкой на предоставление целевого финансирования деятельности наблюдательной комиссии в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской федерации, Общественную палату Российской Федерации, иные некоммерческие фонды. Заявки о таком финансировании рассматриваются в установленном порядке (по конкурсу, либо в порядке утверждения целевых расходов в бюджете).
Представляемая программа о целевом финансировании работы наблюдательной комиссии утверждается на заседании наблюдательной комиссии.