Безусловно, система дистанционного электронного голосования это уже наступившее «завтра». Развитие и совершенствование электронно-цифровых технологий набирает обороты практически во всех сферах нашей жизни. Для многих граждан это превращается в привычную обыденность, так как удобно, быстро и, как правило, дешевле. Мы привыкли доверять электронным системам через банковские приложения, на порталах для оформления: социальных гарантий, право собственности, бытового обслуживания и т.д., а ведь многие эти взаимоотношения носят личный, если хотите интимный характер. Но наблюдаем ли мы массовое гражданское неприятие? Конечно нет.
Поэтому ДЭГ также плавно войдет в нашу жизнь, как привычное, по тем же параметрам. Преимущества очевидны: возможность проголосовать в любое время и вне избирательного участка, достаточно лишь идентифицировать себя по параметрам избирателя. Процедура незначительна по временным затратам, необходимость в физическом присутствии в пункте голосования отпадает, что опять же удобно и быстро. Это очевидное преимущество для привлечения молодого избирателя.
И все же, планируя широкое внедрение и законодательное закрепление системы ДЭГ надо понимать и учитывать, что нужны гарантии на доверие, и если при очном выборе сейчас – это наблюдатели (общественные или представительные), круглосуточная видеофиксация процесса и т.д., то как это будет гарантированного в системе Интернет. Как сохранится тайность политических предпочтений? И при том, что на ряд вопросов нужны убедительные ответы, считаю необходимым, как обязательную альтернативу оставить прежнюю систему очного голосования, так как избирательное право охраняется Конституцией России, а гражданин, в силу возраста, отсутствия интернет-доступа, и даже личного желания присутствия на участке, не может лишен его реализации.
Что же касается законопроекта о единых правилах применения дистанционного электронного голосования на выборах, то он направлен в первую очередь на обеспечение невозможности установления связи между результатами волеизъявления и персональными данными избирателя, а также закрепление на законодательном уровне гарантий надёжности системы ДЭГ. Законодатели сделали очень своевременный шаг: успешный опыт проведения дистанционного электронного голосования накоплен в регионах страны, и я уверен, что число субъектов, где будет применяться ДЭГ в дальнейшем, будет расширено. Спешить с этим однозначно не стоит: важно продолжать работать над усилением общественного наблюдения за голосованием посредством ДЭГ, над проведением качественного обучения участников общественного контроля, а также над информированием избирателей о базовых принципах работы системы, чтобы впоследствии она не казалась им «чёрным ящиком». В этой работе должны принимать участие как организаторы выборов, так и общественные организации, политические партии и авторитетные эксперты.